Витраж – декор, от которого сложно оторвать взгляд. Он притягивает внимание и по-настоящему восхищает. Игра солнечных бликов и чудесные переливы красок. Ну разве можно так волшебно украсить самое обычное стекло?
Кому первому пришла в голову оригинальная идея, и откуда взялся витраж в нашей стране? Давайте разберёмся.
Немного о понятии витража
Витражом принято называть декоративный орнамент, изображение или узор, которые выкладываются при помощи стекла, а также иных материалов. Главное требование к композиции: светопроницаемость. Узор должен пропускать солнечные лучи, создавая невероятный декоративный эффект. Только в таком случае это будет настоящий витраж.
Этот термин, укоренившийся в русском языке, имеет французские корни. На родине он пишется как vitrage. Однако и для французского языка слово не исконное. Туда оно пришло из латыни: vifrum – «стекло», «прозрачность», а если заглянуть глубже, то «работающий на просвет».
История происхождения витража
История создания витражного искусства насчитывает не одну тысячу лет. Впервые так украшать оконные проёмы стали еще мастера Древнего Египта. Тогда волшебный декор могли себе позволить только знатные и богатые особы. На его создание уходило много времени, и само по себе занятие было очень кропотливым.
Своего расцвета витраж достиг в тёмную эпоху Средневековья. Произведения искусства тогда ещё не пестрили красками. Ведь мастера, хоть и старались, но умели создавать всего несколько красителей: красный, зелёный, синий. Яркость витражей достигалась только за счёт умелого комбинирования цветов и их наложения друг на друга.
Средневековая технология
Технология создания средневековых декоров отличалась трудоёмкостью. Сначала создавался так называемый эскиз – предварительный рисунок. После того, как он полностью устраивал мастера или заказчика, орнамент переводился на стеклянную основу. Затем изображение выкладывалось пи помощи цветных осколков, скреплялось перемычками из свинца и спаивалось с торцовых частей.
Искусство требовало от мастера огромного терпения и любви к своему делу. Ведь абсолютно всё создавалось вручную, без помощи каких-либо технических приспособлений и инструментов.
С расцветом готики витраж усложнился и стал более прекрасным. К тому времени уже появились иные красители, сама технология усовершенствовалась, а цветовая гамма – стала богаче и разнообразнее. Один из самых знаменитых примеров готического витражного искусства до недавнего времени можно было наблюдать в отделке Собора Парижской Богоматери.
И всё же, у вас есть возможность полюбоваться ещё на один шедевр, оставшийся с тех времён. Он находится в аббатстве Сен-Дени. Мастера настолько искусно создали витражные изображения, что свет, преломляясь и играя в их элементах, меняет внутреннее пространство, создавая поистине сказочную атмосферу.
Эпоха Возрождения и Модерн
Человечество развивалось, усложнялась, и менялась его культура. Особое влияние на искусство витража оказал Ренессанс. Усложнились сами композиции. Они стали более проработанными и детальными, и уже передавали не только узоры, но и определённые сюжеты. Такие истории, созданные в изобразительном искусстве, хотелось рассматривать и изучать.
В эпохи Барокко, Рококо и Классицизма актуальность и распространенность витража заметно уменьшились. Люди практически перестали украшать здания завораживающими переливами света, играющего в цветном стекле. Витраж почти забылся.
Так продолжалось вплоть до начала XIX века, когда начал править бал его величество Модерн. Тогда витражное искусство не просто расцвело вновь, а значительно расширилось и преобразилось. Цветное стекло теперь красовалось не только в оконных проёмах. Из него создавались картины и настенные панно, ширмы, двери шкафов, секретеров и сервантов, лестничные пролёты, двери и многое другое. В витраж снова вдохнули жизнь, и он заиграл всеми цветами радуги.
В нашей стране на этот вид изобразительного творчества обратили пристальное внимание в XIX веке. Витраж оставался популярным до советского периода российской истории. Во время долгого пути к построению коммунизма он снова утратил актуальность. А всё потому, что прочно ассоциировался у деятелей культуры и простых граждан с церковным зодчеством. Как мы знаем, всё, что было так или иначе связано с религией, в Стране Советов не поддерживалось.
Однако же, несмотря на такое несправедливое отношение, даже в СССР создавались витражные полотна. Например, их можно увидеть на станциях московского метрополитена, в частности – Новослободской.
Сегодня витраж уже в который раз опять переживает возрождение. К нему проявляется интерес, и многие здания, в том числе общественные, оформляются в этой, казалось бы, давно забытой технике.
Производитель витражной пленки https://houseinterio.ru/